Настройка
Ни для кого,
наверное, не секрет, что для нормального
функционирования гитары, - она, как и любой
струнный инструмент, должна
соответствовать строю.
Строй - это
такое положение открытых(неприжатых)
струнн в котором каждая струна звучит в
унисон какой либо определенной ноте.
Стандартным
гитарным строем считается следующее
сочетание (здесь и далее имеется в виду
шестиструнная гитара):
-
1 струна - Ми
(E)
-
2 струна - Си
(B)
-
3 струна -
Соль (G)
-
4 струна - Рэ
(D)
-
5 струна - Ля
(A)
-
6 струна - Ми
(E)
В музыке
имеющей отношение к стилю рок, понятие
стандартного строя трактуется несколько
шире.
То есть за основу положено все то же
классическое сочетание музыкальных
интервалов между звуками струнн, однако в
целом строй может быть настроен на тон-полтона
выше или ниже эталонных, - чаще всего на пол-тона
ниже, т.е. рэ#, ля#, фа#, до#, рэ#.
Это
обусловлено несколькими причинами -
-
Настройка
струнн, ниже традиционного строя - делает
струнны более слабее натянутыми, а
звучание инструмента более мягким, и
соответственно наоборот, настройка выше -
увеличивает жесткость струнн.
-
Сами по себе
рок-гитаристы, в силу своего свободного
отношения к музыкальным стереотипами,
иногда могут себе позволить вольности, в
том числе и в настройке, т.е. попросту
говоря гитары немного 'спускают строй', а
музыканты настроив инструменты
относительно партнеров по группе и не
удосуживаются сравнить строй с эталонным.
-
В
композициях с преобладанием
тональностей и гармоний построенных от
ми-бемоль, ре, фа, фа-диез, - иногда имеет
смысл изменить строй для более
комфортного исполнения гитарных партий.
В
использование такого рода отступлений от
стандартного строя были замечены в том
числе такие исполнители и коллективы как
J.Hendrix, S.R.Vaughan, Metallica, R.Blackmore, Y.Malmsten, Guns'n Roses,
Creedence.
Помимо
стандартного строя и его вариаций,
существуют и нестандартные строи, когда
гитара настраивается целиком и полностью
исходя из потребностей музыканта и
контекста композиции.(например - рэ, рэ, ля,
рэ, ля, рэ)
Например, в
классической гитаре очень распространеное
явление - почти стандартного строя с шестой
струнной настроенной в рэ.
В рок-музыке
"лидером" в отношение нестандартных
способов настройки является J.Page,
достаточно вспомнить такие известные вещи
из репертуара Led Zeppelin, как Kashmir, Bro-Yr-Aur, Rain Song и
др.
Такие
альтернативные варианты настройки -
необходимость в них продиктована либо
стремлением к музыкальному эксперименту,
либо попыткой войти в общую тональность
композиции, либо соображениями удобства
исполнения, как например для игры аккордов
требующих большой растяжки перенастройка
струн существенно облегчает "жизнь
пальцев".
Как происходит
сам процесс настройки?
Следующим
образом, - берется звучание эталонной ноты,
под которую при помощи колков (либо еще и
винтов на гитарах с Floyd Rose), струна
натягивается, либо ослабляется до уровня
соответствия этой ноте. И все.
Другой вопрос,
где взять эту самую эталонную ноту?
Проще всего,
музыкантам обладующим абсолютным слухом -
все эти ноты содержатся у них в голове.
Если же у Вас
нет абсолютного слуха, то отчаиваться не
стоит, ибо существуют и другие пути:
-
Настройка по
камертону. Камертон - это простенькое
недорогое устройство либо духового, либо
ударного характера. При использовании
камертон выдает ноту какой-либо
определенной высоты, обычно эта нота либо
написана где-нибудь на поверхности
камертона, либо обозначена в его
документации.
-
Настройка по
музыкальному инструменту с более-менее
постоянным строем. Например пианино, либо
синтезатор. Достаточно просто нажать
клавишу с нужной нотой.
-
Настройка по
записи какого-либо музыкального
произведения. Например, один мой знакомый,
настраивается под песню Welcome Home (Sanitarium)
группы Metallica. В самом начале этой песни
несколько раз звучит открытая шестая
струна и этого вполне хватает, а если и не
хватает, то можно поставить песню и еще
раз. Сам я тоже однажды пробовал так
настраивать свою гитару, правда под
другую песню (Enter Sandman), но все равно под
открытую шестую струну и все получилось
вполне успешно..
-
Настройка по
компьютеру. Если у Вас есть хотя бы что-то
отдаленно напоминающее ЭВМ со звуковой
картой, то превратить свой компьютер в
некоторое подобие синтезатора - дело пяти
минут. Достаточно установить какую-нибудь
простенькую программку типа CakeWalk и
издавать ею любые требуемые звуки.
-
Если у Вас
ничего нет кроме гитары и сердца
рвущегося к музыке, то помочь Вам сможет
такой истино наш отечественный способ
настройки - как настройка по телефону.
Открою маленький секрет - тот сполошной
длинный сигнал, который слышен из трубки
при ее поднятии из положения когда никто
не звонит - этот сигнал он примерно должен
соответствовать ноте ля (то есть 5 лад 1
струны и 2 лад третьей струны).. Слава богу,
телефонных автоматов в нашей стране пока
еще много и денег за простое поднятие
трубки не берут.. Пару раз я видел как
уличные музыканты играющие на Арбате
прибегали к такому способу настройки.
-
Венцом
инженерной мысли человечества в области
настройки, является тюнер. Тюнер -
электромеханическое устройство,
снимающее гитарный звук, анализирующее
этот звук и выдающее информацию
относительно текущей ноты струны,
соответственно понимание что дальше
делать со струной, поднимать или опускать
до требуемой ноты. Тюнеры бывают как и
сами по себе, так и встроенные в гитарные
процессоры (что намного удобнее). С
изобретением тюнера пал последний
бастион ограничения для лиц играющих на
гитаре. Теперь это может делать даже
человек полностью, лишенный музыкального
слуха, а настроить гитару сможет даже
глухой.
Чаще всего,
настройка происходит таким образом, что
сначала настраивается одна из струн, а
потом остальные струны настраиваются
относительно нее. Происходит это за счет
того, что одну и ту же ноту можно взять на
разных струнах. Например, для стандартного
строя:
-
1 струна
открытая =2с.5лад=3с.9л.=4с.14л.=5с.19л.=6с.24л.
-
2 струна
открытая =3с.4лад.=4с.9л.=5с.14л.=6с.19л.
-
3 струна
открытая =4с.5лад.=5с.10л.=6с.15л.
-
4 струна
открытая =5с.5лад.=6с.10л.
-
5 струна
открытая =6с.5лад.
Можно на разных
струнах взять одну и ту же ноту но в
интервале октава:
-
6 струна
открытая =5с.7лад=4с.2л.
-
5 струна
открытая =4с.7лад.=3с.2л.
-
4 струна
открытая =3с.7лад.=2с.3л.
-
3 струна
открытая =2с.8лад.=1с.3л.=6с.3л.
-
2 струна
открытая =1с.7лад.=5с.2л.=6с.7л.
-
1 струна
открытая =4с.2лад.=5с.7л.=6с.12л.
Также можно
настраивать гитару только флажолетами:
-
6 струна 5лад
=5с.7л.
-
5 струна 5лад
=4с.7л.
-
4 струна 5лад
=3с.7л.
-
3 струна 4лад
=2с.5л.
-
2 струна 5лад
=1с.7л.
А еще можно
сочетать флажолеты с обычным
звукоизвлечением:
-
6 струна 5лад
флаж.=1с.0л.
-
6 струна 12лад
флаж.=5с.7л.
-
5 струна 5лад
флаж.=1с.5л.
-
5 струна 12лад
флаж.=4с.7л.
-
4 струна 5лад
флаж.=1с.10л.
-
4 струна 12лад
флаж.=3с.7л.
-
3 струна 5лад
флаж.=1с.15л.
-
3 струна 12лад
флаж.=2с.8л.
-
3 струна 12лад
флаж.=1с.7л.
А иногда бывает
такая ситуация, что не смотря на все
опробованные способы гитара все равно "не
строит".
То есть,
например, к примеру 2 струна на пятом ладу
звучит в унисон с первой открытой, но при
этом вторая открытая не звучит в октаву с
первой струной прижатой на 7 ладу, и
наоборот. Как в поговорке "хвост вытащишь
- ноги проваляться, ноги вытащишь - хвост
увязнет".
Или, например,
аккорды в открытой позиции звучат вполне
гармонично, а в седьмой позиции те же
аккорды просто режут слух диссонансами.
Причины этого
бывают либо локальные (с которыми можно
самостоятельно справитсья), либо
глобальные (с которыми
среднестатистическому музыканту
самостоятельно не совладать).
Локальные.
-
Струны. Если
они висят достаточно давно на грифе и при
этом часто используются, то они просто-напросто
деформируются от соприкосновения с
ладами.
Деформации эти глазом почти не
улавливаются, однако установка новых
струнн полностью излечивает гитару от
"нестроя".
-
Мензура.
Мензурой называется расстояние между
крайними опорными точками открытой
струны. То есть расстояние от верхнего
порожка ("нулевого лада") на голове
грифа до точки опоры струны о подставку
(bridge) на корпусе гитары.
Дело в том,
что, лады в гриф вставляются строго
математическим образом в результате
производных вычислений именно от длины
мензуры.
Поэтому необходимо, чтобы длина мензуры
соответствовала расположению ладов.
Этого добиваются путем регулировки
подструнных опор на подставке в
направление вдоль направления струн. (Речь
идет об электрогитаре)
Процесс регулировки контролируется на
предмет того, что струна на 2 ладу, должна
быть ровно на тон выше открытой, на 5 ладу
на 2,5 тона выше открытой, на 12 ладу на
октаву и т.д.
Без тюнера или абсолютного слуха эта
процедура весьма затруднительна, и даже
наверное невозможна.
Хотя приблизительно настроить по мензуре
можно сравнивая звучание струны на 12 ладу
со звучанием флажолета на том же 12 ладу.
Глобальные.
-
Если после
всего что Вы сделали с инструментом, он
все таки хронически "не строит" - то
надо посмотреть правде в глаза и признать,
что инструмент "бракованный". Лады
расположены неправильно, либо подставка
стоит не на своем месте.
В таком случае, необходимо нести
инструмент обратно в магазин и требовать
все что полагается по закону в случае
признания товара бракованным.
Если это невозможно сделать по какой-либо
причине, то необходимо нести инструмент в
ремонтную мастерскую (есть такие и для
муз.инструментов).
Гитарный мастер сумеет правильно "поставить
диагноз" и потом либо снять накладку
грифа, либо поставить новую с новыми
ладами, переставить подставку и т.д.
-
А бывают
такие случаи, что инструменту ничем уже
помочь нельзя. Допустим, под воздействием
каких либо условий среды типа влажность,
температура, удары и т.д. - из-за этого
инструмент деформируется, древесину
ведет и пр. Тогда прощайтесь с ним.
В принципе,
наверное это и все, что я хотел сказать по
поводу настройки гитары.
Настраивайтесь, играйте и получайте
удовольствие !
|