Главная Новости Мой вкус Обо мне   

                                                Настройка

Ни для кого, наверное, не секрет, что для нормального функционирования гитары, - она, как и любой струнный инструмент, должна соответствовать строю.

Строй - это такое положение открытых(неприжатых) струнн в котором каждая струна звучит в унисон какой либо определенной ноте.

Стандартным гитарным строем считается следующее сочетание (здесь и далее имеется в виду шестиструнная гитара):

  • 1 струна - Ми (E)

  • 2 струна - Си (B)

  • 3 струна - Соль (G)

  • 4 струна - Рэ (D)

  • 5 струна - Ля (A)

  • 6 струна - Ми (E)

В музыке имеющей отношение к стилю рок, понятие стандартного строя трактуется несколько шире.
То есть за основу положено все то же классическое сочетание музыкальных интервалов между звуками струнн, однако в целом строй может быть настроен на тон-полтона выше или ниже эталонных, - чаще всего на пол-тона ниже, т.е. рэ#, ля#, фа#, до#, рэ#.

Это обусловлено несколькими причинами -

  1. Настройка струнн, ниже традиционного строя - делает струнны более слабее натянутыми, а звучание инструмента более мягким, и соответственно наоборот, настройка выше - увеличивает жесткость струнн.

  2. Сами по себе рок-гитаристы, в силу своего свободного отношения к музыкальным стереотипами, иногда могут себе позволить вольности, в том числе и в настройке, т.е. попросту говоря гитары немного 'спускают строй', а музыканты настроив инструменты относительно партнеров по группе и не удосуживаются сравнить строй с эталонным.

  3. В композициях с преобладанием тональностей и гармоний построенных от ми-бемоль, ре, фа, фа-диез, - иногда имеет смысл изменить строй для более комфортного исполнения гитарных партий.

В использование такого рода отступлений от стандартного строя были замечены в том числе такие исполнители и коллективы как J.Hendrix, S.R.Vaughan, Metallica, R.Blackmore, Y.Malmsten, Guns'n Roses, Creedence.

Помимо стандартного строя и его вариаций, существуют и нестандартные строи, когда гитара настраивается целиком и полностью исходя из потребностей музыканта и контекста композиции.(например - рэ, рэ, ля, рэ, ля, рэ)

Например, в классической гитаре очень распространеное явление - почти стандартного строя с шестой струнной настроенной в рэ.

В рок-музыке "лидером" в отношение нестандартных способов настройки является J.Page, достаточно вспомнить такие известные вещи из репертуара Led Zeppelin, как Kashmir, Bro-Yr-Aur, Rain Song и др.

Такие альтернативные варианты настройки - необходимость в них продиктована либо стремлением к музыкальному эксперименту, либо попыткой войти в общую тональность композиции, либо соображениями удобства исполнения, как например для игры аккордов требующих большой растяжки перенастройка струн существенно облегчает "жизнь пальцев".

Как происходит сам процесс настройки?

Следующим образом, - берется звучание эталонной ноты, под которую при помощи колков (либо еще и винтов на гитарах с Floyd Rose), струна натягивается, либо ослабляется до уровня соответствия этой ноте. И все.

Другой вопрос, где взять эту самую эталонную ноту?

Проще всего, музыкантам обладующим абсолютным слухом - все эти ноты содержатся у них в голове.

Если же у Вас нет абсолютного слуха, то отчаиваться не стоит, ибо существуют и другие пути:

     

  • Настройка по камертону. Камертон - это простенькое недорогое устройство либо духового, либо ударного характера. При использовании камертон выдает ноту какой-либо определенной высоты, обычно эта нота либо написана где-нибудь на поверхности камертона, либо обозначена в его документации.

     

  • Настройка по музыкальному инструменту с более-менее постоянным строем. Например пианино, либо синтезатор. Достаточно просто нажать клавишу с нужной нотой.

     

  • Настройка по записи какого-либо музыкального произведения. Например, один мой знакомый, настраивается под песню Welcome Home (Sanitarium) группы Metallica. В самом начале этой песни несколько раз звучит открытая шестая струна и этого вполне хватает, а если и не хватает, то можно поставить песню и еще раз. Сам я тоже однажды пробовал так настраивать свою гитару, правда под другую песню (Enter Sandman), но все равно под открытую шестую струну и все получилось вполне успешно..

     

  • Настройка по компьютеру. Если у Вас есть хотя бы что-то отдаленно напоминающее ЭВМ со звуковой картой, то превратить свой компьютер в некоторое подобие синтезатора - дело пяти минут. Достаточно установить какую-нибудь простенькую программку типа CakeWalk и издавать ею любые требуемые звуки.

     

  • Если у Вас ничего нет кроме гитары и сердца рвущегося к музыке, то помочь Вам сможет такой истино наш отечественный способ настройки - как настройка по телефону. Открою маленький секрет - тот сполошной длинный сигнал, который слышен из трубки при ее поднятии из положения когда никто не звонит - этот сигнал он примерно должен соответствовать ноте ля (то есть 5 лад 1 струны и 2 лад третьей струны).. Слава богу, телефонных автоматов в нашей стране пока еще много и денег за простое поднятие трубки не берут.. Пару раз я видел как уличные музыканты играющие на Арбате прибегали к такому способу настройки.

     

  • Венцом инженерной мысли человечества в области настройки, является тюнер. Тюнер - электромеханическое устройство, снимающее гитарный звук, анализирующее этот звук и выдающее информацию относительно текущей ноты струны, соответственно понимание что дальше делать со струной, поднимать или опускать до требуемой ноты. Тюнеры бывают как и сами по себе, так и встроенные в гитарные процессоры (что намного удобнее). С изобретением тюнера пал последний бастион ограничения для лиц играющих на гитаре. Теперь это может делать даже человек полностью, лишенный музыкального слуха, а настроить гитару сможет даже глухой.

Чаще всего, настройка происходит таким образом, что сначала настраивается одна из струн, а потом остальные струны настраиваются относительно нее. Происходит это за счет того, что одну и ту же ноту можно взять на разных струнах. Например, для стандартного строя:

  • 1 струна открытая =2с.5лад=3с.9л.=4с.14л.=5с.19л.=6с.24л.

  • 2 струна открытая =3с.4лад.=4с.9л.=5с.14л.=6с.19л.

  • 3 струна открытая =4с.5лад.=5с.10л.=6с.15л.

  • 4 струна открытая =5с.5лад.=6с.10л.

  • 5 струна открытая =6с.5лад.

Можно на разных струнах взять одну и ту же ноту но в интервале октава:

  • 6 струна открытая =5с.7лад=4с.2л.

  • 5 струна открытая =4с.7лад.=3с.2л.

  • 4 струна открытая =3с.7лад.=2с.3л.

  • 3 струна открытая =2с.8лад.=1с.3л.=6с.3л.

  • 2 струна открытая =1с.7лад.=5с.2л.=6с.7л.

  • 1 струна открытая =4с.2лад.=5с.7л.=6с.12л.

Также можно настраивать гитару только флажолетами:

  • 6 струна 5лад =5с.7л.

  • 5 струна 5лад =4с.7л.

  • 4 струна 5лад =3с.7л.

  • 3 струна 4лад =2с.5л.

  • 2 струна 5лад =1с.7л.

А еще можно сочетать флажолеты с обычным звукоизвлечением:

  • 6 струна 5лад флаж.=1с.0л.

  • 6 струна 12лад флаж.=5с.7л.

  • 5 струна 5лад флаж.=1с.5л.

  • 5 струна 12лад флаж.=4с.7л.

  • 4 струна 5лад флаж.=1с.10л.

  • 4 струна 12лад флаж.=3с.7л.

  • 3 струна 5лад флаж.=1с.15л.

  • 3 струна 12лад флаж.=2с.8л.

  • 3 струна 12лад флаж.=1с.7л.

А иногда бывает такая ситуация, что не смотря на все опробованные способы гитара все равно "не строит".

То есть, например, к примеру 2 струна на пятом ладу звучит в унисон с первой открытой, но при этом вторая открытая не звучит в октаву с первой струной прижатой на 7 ладу, и наоборот. Как в поговорке "хвост вытащишь - ноги проваляться, ноги вытащишь - хвост увязнет".

Или, например, аккорды в открытой позиции звучат вполне гармонично, а в седьмой позиции те же аккорды просто режут слух диссонансами.

Причины этого бывают либо локальные (с которыми можно самостоятельно справитсья), либо глобальные (с которыми среднестатистическому музыканту самостоятельно не совладать).

Локальные.

  • Струны. Если они висят достаточно давно на грифе и при этом часто используются, то они просто-напросто деформируются от соприкосновения с ладами.
    Деформации эти глазом почти не улавливаются, однако установка новых струнн полностью излечивает гитару от "нестроя".

  • Мензура. Мензурой называется расстояние между крайними опорными точками открытой струны. То есть расстояние от верхнего порожка ("нулевого лада") на голове грифа до точки опоры струны о подставку (bridge) на корпусе гитары.

    Дело в том, что, лады в гриф вставляются строго математическим образом в результате производных вычислений именно от длины мензуры.
    Поэтому необходимо, чтобы длина мензуры соответствовала расположению ладов.
    Этого добиваются путем регулировки подструнных опор на подставке в направление вдоль направления струн. (Речь идет об электрогитаре)
    Процесс регулировки контролируется на предмет того, что струна на 2 ладу, должна быть ровно на тон выше открытой, на 5 ладу на 2,5 тона выше открытой, на 12 ладу на октаву и т.д.
    Без тюнера или абсолютного слуха эта процедура весьма затруднительна, и даже наверное невозможна.
    Хотя приблизительно настроить по мензуре можно сравнивая звучание струны на 12 ладу со звучанием флажолета на том же 12 ладу.

Глобальные.

  • Если после всего что Вы сделали с инструментом, он все таки хронически "не строит" - то надо посмотреть правде в глаза и признать, что инструмент "бракованный". Лады расположены неправильно, либо подставка стоит не на своем месте.
    В таком случае, необходимо нести инструмент обратно в магазин и требовать все что полагается по закону в случае признания товара бракованным.
    Если это невозможно сделать по какой-либо причине, то необходимо нести инструмент в ремонтную мастерскую (есть такие и для муз.инструментов).
    Гитарный мастер сумеет правильно "поставить диагноз" и потом либо снять накладку грифа, либо поставить новую с новыми ладами, переставить подставку и т.д.

  • А бывают такие случаи, что инструменту ничем уже помочь нельзя. Допустим, под воздействием каких либо условий среды типа влажность, температура, удары и т.д. - из-за этого инструмент деформируется, древесину ведет и пр. Тогда прощайтесь с ним.

В принципе, наверное это и все, что я хотел сказать по поводу настройки гитары.
Настраивайтесь, играйте и получайте удовольствие !

 

Hosted by uCoz